Проект концертного зала, театра, кинотеатра, концертной площадки и других объектов культуры должен не только соответствовать набору правил и спецификаций, но и способствовать созданию комфортной среды как для исполнителей, так и для зрителей. В результате основное внимание следует уделить ряду важнейших факторов, а также компонентам конструкции, которые оказывают уникальное влияние на эти факторы. Эти проекты различаются по своей цели и ожидаемому размеру организуемых мероприятий.
Форма помещения
Архитектор должен больше всего сосредоточиться на месте, где будут проходить шоу, концерты и представления. Крайне важно, чтобы помещение обладало хорошими акустическими характеристиками, на что влияет, в том числе, и его форма.
При проектировании концертного зала форма помещения является одним из наиболее важных соображений. Хорошо спроектированный концертный зал может помочь расширить и улучшить впечатления публики, создав акустически приятную среду. Идеальная форма концертного зала зависит от нескольких факторов, включая размер, бюджет и тип представления, которое будет проходить в нем.
Для более крупных площадок, таких как симфонические залы или оперные театры с большими оркестрами или хорами, исполняющими классическую музыку, лучше всего подойдет помещение прямоугольной формы из-за его способности обеспечивать хорошую акустическую диффузию, а также обеспечивать большее количество сидячих мест, чем другие формы, такие как трапецеидальная или овальная форма. Прямоугольные помещения часто используются в таких залах, потому что они могут создавать звуковые волны, которые проходят вдоль параллельных стен, а затем отражаются друг от друга под разными углами, создавая реверберацию по всему пространству — это помогает заполнить любые низкие частоты, которые иначе не были бы услышаны. Кроме того, в прямоугольных комнатах, как правило, меньше эха, чем в круглых, поэтому исполнители не слышат отраженные звуки своих инструментов во время выступления, что облегчает им возможность лучше слышать себя на сцене без слишком большого фонового шума, мешающего их способностям к игре/пению.
Для небольших помещений, таких как джаз-клубы, где солисты обычно выступают в сопровождении небольшого оркестра (например, фортепианного трио), овальные комнаты могут подойти лучше, поскольку они обеспечивают меньшее время реверберации по сравнению с прямоугольниками, но все же обеспечивают достаточное количество точек отражения вокруг углов и краев, которые музыканты могут использовать. Овальные формы также, как правило, не вызывают слишком много нежелательного эха в ограниченном пространстве, например, в типичных джаз-клубах, что очень важно, учитывая, что тонкие инструменты (такие как фортепиано) обычно требуют минимального количества помех для достижения желаемого качества звука во время исполнения.
Сцена
Любой объект не может быть без подходящей сцены, на которой сосредоточена вся аудитория зала. Проекты таких зданий должны учитывать назначение места, которое часто бывает весьма разнообразным и обуславливает необходимость приспособления помещений к событиям разного характера. Например, в один день в здании может проходить концерт симфонического оркестра, а на следующий —театральная постановка. Часто используются в таких ситуациях мобильные сцены. Они позволяют комбинировать различные элементы и мгновенно создавать нужную форму сцены при помощи модулей. Однако они должны быть оборудованы соответствующим осветительным оборудованием. Сцена должна быть безопасна для исполнителей, поэтому для покрытия ее поверхности используется противоскользящий материал и стойкий к ударам.
Места для зрителей
Место для зрителя, должно удовлетворять ряду требований, в том числе быть безопасным и обеспечивать хорошую слышимость и видимость происходящего на сцене. При проектировании зрительных залов следует учитывать следующее:
- предполагаемая вместимость помещения;
- безопасность зрителей;
- легкий доступ к отдельным секторам;
- осветительные приборы;
- учитывать стандарты и требования эвакуации.
Многие специалисты, инженеры, проектировщики, архитекторы должны работать вместе и сообща при строительстве объектов культуры. Есть много важнейших требований, которые необходимо выполнить, чтобы создать проект, который оправдает надежды инвестора, автора и зрителя. Однако строение может использоваться в общественных целях только в том случае, если оно соответствует всем применимым законам. Поэтому необходим комплексный взгляд на проект, его глубокий анализ, а иногда и многочисленные модификации.