Капитальный ремонт учебных заведений

В России и во всем мире детские сады, начальные и средние школы являются важными рычагами для построения общества завтрашнего дня и передачи ценностей. Школа – это, прежде всего, место открытости миру, место получения знаний и общения, три основных столпа для того, чтобы стать гражданином завтрашнего дня. Эта роль является фундаментальной в нашем обществе. Но чтобы играть эту роль, школы должны предоставлять качественные и удобные места для обучения. Большинство учебных заведений в России старые, ветхие и плохо изолированы. Системы отопления, изношенные и часто нерегулируемые. Вентиляционные системы, если они есть, неэффективны. Открытые площадки и игровые площадки часто представляют собой тесные пространства без реального качества.

Это состояние дискомфорта имеет негативные и научно доказанные последствия для концентрации студентов и их учебного процесса. Вот почему необходим капитальный ремонт школ. Кроме того, хороший капитальный ремонт школы или любого другого учебного заведения — это реальная возможность рассказать учащимся, учителям и родителям об энергоэффективности, а также о качестве внутренней и внешней среды и комфорте.

Сегодня, с развитием новых методов обучения, образовательное пространство школы уже не ограничивается классной комнатой, даже если последняя остается привилегированным местом для формального обучения. Школьные здания должны позволять педагогике присутствовать повсюду в школе: в библиотеке, в столовой, в лабораториях, в учебных кабинетах, на детской площадке, в коридорах и пространствах.

Школьные здания с их высококачественной внутренней и внешней отделкой могут помочь создать климат, способствующий обучению и успеху, и, таким образом, сыграть роль в индивидуальном развитии. Школьные здания должны стать воплощением образовательного проекта, который будет учитывать различные потребности в зависимости от возраста учеников. Школьные здания должны адаптироваться к образовательным программам сегодняшнего и завтрашнего дня. По этим причинам, будь то идеологические, воспитательные или энергетические, школьные здания нуждаются в срочном капитальном ремонте.

Школьные здания с особыми характеристиками

Школьные здания имеют очень разные характеристики по сравнению с административными или офисными зданиями. В то время как некоторые особенности могут варьироваться от одной страны к другой, от одного региона к другому, от одного муниципалитета к другому или даже от одной школы к другой, другие являются общими для всех школ, но все они будут иметь влияние на принимаемые стратегии реконструкции.

Школьные здания имеют относительно низкую заполняемость, которая сильно отличается от других общественных зданий. Большую часть времени они заняты 4–5 дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8:00 до 15:00/16:00. Некоторые помещения, такие как библиотека, столовая, кабинеты, имеют еще более низкую заполняемость, порядка нескольких часов в день. В целом по выходным и по вечерам проводится мало мероприятий, кроме частичного занятия спортивных и гимнастических залов или определенных культурных пространств.

Большое количество учащихся

Население школы относительно велико: от нескольких сотен учеников до нескольких тысяч. Если офисное помещение, согласно стандартам, должно иметь среднюю площадь на одного человека от 5 до 6 кв. м, то каждый ученик работает на средней площади 2-3 кв. м. Фактически, класс имеет среднюю площадь от 50 до 80 кв. м. Количество учеников в классе колеблется от 20 до 30.

Столкнувшись с новыми педагогическими ориентациями, более разнообразными, более активными и порождающими большую мобильность детей в классе, можно со всей очевидностью поставить вопрос о соответствии размера классов предусмотренной педагогике и увеличении площади, чтобы достичь порога комфорта.

Разнообразие помещений под одной крышей

Школа объединяет в себе несколько различных функций и помещений: учебные классы, административные помещения, спортивный зал, столовая, туалеты, библиотека, лаборатории, и т.д. Эти помещения должны отвечать специфическим потребностям, дифференцированным требованиям к комфорту в зависимости от использования и вида деятельности и в определенное время дня. Создание этих различных пространств создает большие площади и большие объемы, подлежащие обработке и эксплуатации.

Важность открытых пространств

Открытые пространства по отношению к непосредственной близости от школы, а также игровые площадки или зеленые насаждения являются очень важными местами в жизни школы. Это места для встреч и обмена мнениями, а также места, которые удовлетворяют потребность в отдыхе, обновлении или исследовании. Эти пространства позволяют детям контактировать с другими детьми и с природой. Поэтому к этим местам нужно относиться с вниманием.

Основные приоритеты при реконструкции школьных зданий

Комфорт, движущая сила обучения и успеваемости для детей. Здание построено прежде всего для того, чтобы быть удобным и комфортным. Собственно, в этом и смысл его существования. Здание должно защищать детей от внешней среды, обеспечивать приятный климат и качество воздуха в помещении.

Научно доказано, что комфортная среда, т.е. среда, которая включает в себя благоприятное естественное освещение, адекватную акустику, комфортную температуру, качественный воздух в помещении и хорошо спроектированные и привлекательные внешние пространства, может помочь учащимся лучше учиться, лучше усваивать различные предметы и лучше успевать в учебе. Таким образом, этот вопрос должен быть одной из основных целей любого проекта реконструкции школьного здания с социальной, экологической или экономической точек зрения.

Этот вопрос необходимо изучить комплексно:

  • Повышение теплового, акустического, зрительного и обонятельного комфорта во внутренних и наружных пространствах школы;
  • Учет аспекта «здоровья» посредством качества воздуха в помещениях, качества воды, качества санитарно-гигиенических помещений и установки оборудования;
  • Повышение качества жизни и безопасности;
  • Повышение функциональности, удобства использования, адаптивности и простоты обслуживания зданий;
  • Взаимодействие с ближайшим окружением путем разделения определенных пространств или определенных функций, открытие школы для определенных культурных мероприятий;
  • Укрепление ответственного и гражданского поведения.

Приоритеты реконструкции

Основная цель процесса реконструкции состоит в том, чтобы продлить срок службы существующего здания, дать ему вторую жизнь за счет повышения его функциональности и качества использования. Также необходимо учитывать экономическую целесообразность. Эта цель должна быть реализована с учетом полного жизненного цикла здания (проектирование, строительство, использование).

Комфорт для дыхания и качество воздуха в помещении являются серьезной проблемой с точки зрения здоровья, качества жизни, а также эффективности обучения и успеваемости. Подавляющее большинство учащихся школы составляют дети (в среднем от 20 до 30 учеников в классе). Их нельзя считать «маленькими взрослыми», так как их метаболизм еще не достиг зрелости. Дети более чувствительны к окружающей среде, в которой они находятся. Эти условия значительно влияют на их психическое и физическое развитие. Повышение комфортности открытых пространств означает улучшение качества использования игровых площадок и зеленых насаждений в школе и вокруг нее путем их разнообразного обустройства. Реконструкция школы значительно изменит жизнь ее обитателей, но также может изменить окружающую среду и повседневную жизнь всех непосредственных жильцов.

Процесс реконструкции должен улучшить качество жизни, связанное с непосредственным контекстом (социальным, застроенной средой или нет, экономическим). И каждый владелец или проектировщик, осознавая свою ответственность за долговременные изменения, которые его реконструкция наложит на существующую среду, может захотеть пойти дальше, чем рекомендуют действующие правила градостроительства. Для устойчивого проекта реконструкции школьного здания также важно:

  • увидеть, в какой степени определенные пространства могут открываться, использоваться совместно и / или взаимодействовать с городской средой или с определенными мероприятиями (дневные занятия и уроки по вечерам, совместное использование определенных игровые площадки по выходным…)
  • воссоздать безопасные маршруты детей и их родителей между местом жительства и школой, с тем, чтобы уменьшить трафик вокруг школы и связанные с этим неудобства.

Качество жизни и комфорт в школе также идут рука об руку с качеством обучения. Это качество обучения может быть выделено, с одной стороны, путем работы над комфортом в целом (температура, подходящая для детей, адаптированная акустическая среда, визуальный комфорт и т. д.), а с другой стороны, путем согласования зданий с образовательным проектом школы.